CqQRcNeHAv

Самоуправление

samoupranlenie1Одним из направлений построения школьных воспитательных систем является развитие школьного ученического самоуправления. Оно тесно связано с темой прав человека. Ученическое самоуправление своими корнями уходит во времена существования пионерской организации. И именно поэтому мы имеем размытое представление о нем.

Термин «самоуправление» трактуется по-разному. Одни за основу берут руководство коллективом и рассматривают самоуправление как часть системы управления. Другие понимают самоуправление как форму организации коллективной жизни. Третьи — как возможность учащихся реализовать свое право на активное участие в управлении всеми делами школы. Но одно ясно точно — главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами.
Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников. Полноправное ученическое самоуправление даёт ребятам серьезные рычаги влияния на школьную политику – не только на свою собственную жизнь в школе, но и на жизнь взрослых, на приятие тех или иных решений, на выбор путей решения различных проблем школьной жизни, в конечном итоге – на направление развития школы.
Как я уже и говорила ранее, развитие самоуправления в школе тесно связано с темой прав человека. Современная школа работает в условиях глубоких изменений в российском обществе. Эти изменения необходимо учитывать при построении образовательной политики.
Права человека – это относительно новое явление как для нашего общества, так и для школы. В нашей стране в течение нескольких десятилетий человек находился в условиях жесткой подчинённости государству. В этих условиях о правах человека не могло быть и речи. Но с начала 1990-х годов многое изменилось. Государство перестало быть всеохватной структурой, перестало контролировать и регулировать всё и вся. Человек, в свою очередь, перестал быть марионеткой — он получил возможность противостоять государству, отстаивая свою свободу и независимость. Государство стало пониматься как аппарат, который люди создали для обслуживания своей жизни.
Изменения в обществе требуют и изменений в школе. Перед ней стоит непростая задача преодоления авторитарных традиций, сформированных десятилетиями. Если мы хотим, чтобы школа готовила детей к жизни в демократическом правовом государстве, то она должна быть основана на демократических ценностях и уважении к правам человека. В этом – сверхзадача школы: выпускать в жизнь новые поколения граждан, способных внести вклад в построение демократического общества и правового государства.
Одним из важнейших прав человека является право на участие в управлении делами государства. Не случайно у школьников, педагогов и родителей есть право на участие в управлении школой. Это право было закреплено в Законе «Об образовании» еще в 1992 году, но, к сожалению, оно так и не реализовано в подавляющем большинстве школ.
Именно участие педагогов, учеников и родителей в управлении образовательным учреждением способно помочь школе измениться, стать более демократичной, соответствующей современным реалиям.
Нередко в школах делаются попытки «возродить» формы самоуправления, успешно работавшие в советское время. Но нужно помнить, что самоуправление – это не пионерская организация. Школьники не дают органам самоуправления права собою командовать – они дают выборным органам самоуправления право представлять их интересы в управлении школой.
Прошлые традиции мешают правильно понять суть современного самоуправления. Пора перестать путать самоуправление с дежурствами, сборами макулатуры, построениями и праздничными концертами. Сегодня школьное самоуправление – это способ осуществления права на участие в управлении образовательным учреждением. Самоуправление не может подчиняться школьной администрации, наоборот, оно, в определенной степени, влияет на её работу. Я считаю, что школа сама заинтересована в том, чтобы как можно скорее перестроить свою работу на основе ценностей прав человека. Ученики избирают орган самоуправления не для того, чтобы он ими командовал, а для того, чтобы он представлял их интересы в управлении школой.

Самоуправление приживается в тех школах, где администрация, учителя и родители готовы к сотрудничеству с детьми. Это школы, где взрослые видят в ребенке не только ученика, которого следует обучать, но и своего товарища, союзника, с которым можно и нужно обсуждать все происходящее в школе. Примером такого образовательного учреждения может послужить наша школа №146.
Орган нашего ученического самоуправления – это «Школьная страна», в обязанности которого входит: координация деятельности всех органов и объединений учащихся, участие в Совете школы наравне с родительским комитетом, организация самообслуживания учащихся — дежурство, поддерживание дисциплины и порядка в школе, подготовка и проведение заседания и собрания учащихся, организация выпуска сменных газет, обсуждение и утверждение плана подготовки важнейших мероприятий, организация конкурсов и соревнований между классами, подведение итогов, участие в педсоветах, работа с социальным педагогом – участие в рейдах, Советах профилактики.
Цели и задачи ученического самоуправления это – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитании организаторов. Кроме того, совет школы, совместно с органом ученического самоуправления «Лидер» содействует в организации конкурсов, соревнований и других массовых мероприятиях, способствует выполнению основных направлений деятельности МОУ СОШ №146, в соответствии с задачами, предусмотренными Уставом, создает другие самодеятельные объединения. Высшим органом ученического самоуправления является Совет мэров. Также действуют рабочие центры:
1. Пресс-центр – обеспечивает информационный обмен между классами, выпуск школьной газеты.
2. Спортивно-оздоровительный – помощь в организации спортивных соревнований и распространению здоровьесберегающих технологий .
3. Культурно-досуговый: отвечает за подготовку и проведение праздников, коллективных творческих дел, выставок, конкурсов, фестивалей.
4.Центр по внутренним делам: обеспечивает порядок в школе, организует дежурство в школе, знакомит учащихся школы с правилами безопасного поведения.
5. Центр труда и заботы: отвечает за организацию и проведение субботников и генеральных уборок, оказывает помощь младшим, ветеранам.

Примечательно, что с развитием самоуправления меняются отношения детей и педагогов. Сотрудничая, дети и взрослые становятся ближе друг другу, а атмосфера в школе – родной, домашней. Дети идут в школу не только чтобы пообщаться с одноклассниками, они идут на встречу с учителями. В нашей школе дети дружат с педагогами.

Ученическое самоуправление помогает педагогам и школьникам наладить диалог, понять друг друга. И те, и другие часто друг другом недовольны. Они порой друг друга совершенно не слышат. Хотя встречаются каждый день. Благодаря системе школьного самоуправления у детей развивается самостоятельное мышление, они становятся способны на самые неожиданные поступки, удивляющие и поражающие учителей, конечно в хорошем смысле этого слова. Стоит отметить и тот факт, что школа, в центре внимания которой – ценность человеческой личности, будет более востребованной учениками и родителями. Права человека и самоуправление – необходимые слагаемые успеха школы. В заключение хотелось бы сказать, что чем лучше в образовательном учреждении развито самоуправление, тем увереннее и естественнее ведут себя дети. Собственно, самоуправление затем и нужно, чтобы смогли обрести уверенность в своей способности преобразовывать мир вокруг себя, чтобы они научились отстаивать свои интересы и воплощать в жизнь свои желания.