CqQRcNeHAv

Воспитание взаимоуважения

«Возьмемся за руки,друзья,чтоб не пропасть поодиночке».
Б.Окуджава.
Воспитанию толерантности, наряду с патриотизмом и гражданственностью, необходимо сегодня уделять особое внимание, это отмечается на уровне государства каждый год.
Толерантность – одна из самых важных воспитательных проблем.
Проблема общения разновозрастных воспитанников – самая острая проблема. Особая роль по формированию толерантного отношения друг другу отводится нам, педагогам.
Потому педагог должен уделять огромное значение патриотическому воспитанию, которое направлено на любовь к Родине, прошлому и настоящему родного края, культуры своего народа и народов России. Человек, не любящий свой край, не привязанный к родной земле, не знающий истории и культуры своего народа, не является настоящим патриотом и гражданином страны. Родина – это дом, деревня, край, область, государство и, наконец, Россия.
Педагог в основе своей деятельности должен быть уверенным, открытым, доброжелательным и толерантным.
Откуда возникает острая необходимость в обучении толерантности?
Экономические и политические потрясения последних лет приводят к массовой миграции населения внутри страны, что естественным образом ведет к столкновению различных культур. Одновременно с этим наука открывает нам новые виды и формы коммуникации, эффективность которых измеряется уровнем взаимопонимания между участниками диалога. Естественным препятствием часто становится языковой барьер, однако преодолеть его порой проще, чем преграду нетерпимости.
Общество все больше приходит к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должны уступить место умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.
Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу? Чего можно ожидать в ближайшем будущем от подростков в плане их этносоциального поведения? Почему в последнее время это слово стало так часто произносится? Кто должен воспитывать толерантную личность? Что же означает это непонятное на первый взгляд, красивое слово «толерантность»?
Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Это понятие существует во всех странах. Вот как можно перевести его с разных языков:
1. С английского языка – готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.
2. С французского языка – уважение свобод другого, его поведения, образа мысли, политических и религиозных взглядов.
3. С китайского языка – проявление великодушия в отношении других.
4. С арабского языка – прощение, терпение, снисхождение, сострадание, благосклонность, мягкость, расположенность к другим.
5. С персидского языка – готовность к примирению, терпение, выносливость, терпимость.
Впервые понятие «толерантность» прозвучало в XVIII в. из уст французского философа и политика Антуана Дестют де Траси (1754-1836г.).
Также возникновение понятия «толерантность» связывают с именем французского политика Шарля Мориса де Талейрана-Перигора (1754-1838г.). Будучи министром иностранных дел, он вел свою политику так ловко, беспринципно и хитро, что к концу своей карьеры дал в общей сложности 14 присяг, большинство из которых естественным образом нарушил. Его имя практически стало нарицательным. Талейран-Перигор был талантливым политиком и человеком, но более всего – в умении уважительно относиться к окружающим, читать их настроения, для любой проблемы находить решение, наименее ущемляющее интересы других. Одновременно с этим он ставил в приоритет свои собственные принципы и стремился к управлению ситуацией, вместо того чтобы плыть по течению. Вот почему понятие «толерантность» связано с именем этого человека.
Принятая в 1995 году в Париже генеральной Конференцией ЮНЕСКО Декларация принципов толерантности навсегда закрепила это понятие. В ней говорится: «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира». С того же года 16 ноября каждый год отмечается как Международный день толерантности. Кроме того, 2003 год был объявлен ЮНЕСКО Годом толерантности. В Москве в 2012 году был открыт Центр толерантности. Повсеместно в образовательных учреждениях вводятся учебные курсы толерантности.
Толерантное отношение представляет собой активно-положительное отношение к другим людям, включающее, наряду с принятием индивидуальных различий, эмпатию (сопереживание), уважение, стремление оказать помощь и поддержку.
Российская Федерация – одна из самых крупных в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей – от более чем 100-милионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
В нашей школе учатся дети из разных семей, которые относятся к различным национальностям и религиозным конфессиям. Для них проявлять толерантность – значит признавать в своей среде различия во внешнем виде, социальном статусе, ценностях, поведении и интересах. Они понимают, что каждый из них обладает правом жить в мире, при этом сохраняя свою индивидуальность.
Основой деятельности педагога должен быть жизненный опыт, живое общение, ситуации и примеры, в том числе личный пример педагога. Все это является предпосылкой не только к пониманию теоретических основ толерантности, но и путем получения опыта в подобных взаимодействиях без опасности быть непонятым и осужденным.
Каждый человек – личность, потому он должен обладать чувством собственного достоинства и умением уважать достоинство других. Каждый из нас многообразен в своих проявлениях и не похож на других. Все это очень важно донести до учащихся, чтобы воспитать сознательных и ответственных граждан своей страны.
« Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Антуан де Сент-Экзюпери.

Директор ГБОУ СОШ пос.Сургут: Т.В.Баляба.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.