Сегодня необходимо повысить доступность качественного дополнительного образования независимо от места жительства, социального статуса и доходов семьи [2]. Одним из инструментов реализации этой задачи является персонифицированное финансирование.
Персонифицированное финансирование в дополнительном образовании детей – это закрепление определенного объема средств за потребителем и их последующая передача организации (индивидуальному предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу, по выбору потребителя. Персонифицированное финансирование осуществляется на основе сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги на электронном или бумажном носителях. Сертификат дополнительного образования – именной документ, предоставляемый ребенку, подтверждающий право родителей (законных представителей) ребенка на оплату услуг дополнительного образования.
Механизм персонифицированного финансирования в дополнительном образовании реализуется следующим образом:
1) ребенок получает сертификат;
2) по этому сертификату родитель получает доступ к персональному счёту в личном кабинете;
3) родитель вместе с ребёнком выбирает программу из единого навигатора;
4) заполняется договор;
5) с сертификата списываются средства.
В отличие от традиционной системы финансирования дополнительного образования детей при персонифицированном финансировании формируется конкурентная среда как между муниципальными и частными организациями, так и внутри муниципальной сети, происходит финансирование именно услуг, а не учреждений, происходит учет детей и количества посещений с помощью сертификатов.
Принцип персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и задача реализации соответствующей модели впервые были заявлены в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Согласно данному документу, совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования предполагает, в том числе, «разработку и внедрение механизмов персонифицированного финансирования дополнительных общеобразовательных программ и поддержки семей в получении дополнительного образования, в том числе компенсацию части платы за дополнительное образование для малообеспеченных и многодетных семей». Реализация этой задачи осуществляется Общероссийским народным фронтом в рамках проекта «Каждому ребенку – бесплатный кружок».
В соответствии с приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11), к концу 2018 г. 10% детей, а к концу 2019 г. – 20% детей должны быть охвачены дополнительным образованием с использованием персонифицированного финансирования.
Цели внедрения системы персонифицированного финансирования следующие:
— развитие вариативности дополнительных общеобразовательных программ, повышение их качества, поддержка выбора семей;
— развитие конкуренции между поставщиками и увеличение числа поставщиков путем привлечения к оказанию услуг частных организаций;
— обеспечение прозрачности расходования бюджетных средств и снижение коррупционных рисков;
— повышение уровня учебной мобильности;
— повышение реального охвата детей дополнительным образованием [1].
Для частных организаций и индивидуальных предпринимателей используется модель организации-оператора (ресурсного или модельного центра). Этот центр получает бюджетные средства и распределяет их поставщикам программ дополнительного образования, в том числе, негосударственным Центрам детского творчества, социально ориентированным некоммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям.
Реализация мероприятия 3.2 Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497, предполагает распространение модели персонифицированного финансирования в группе пилотных регионов, отобранных на конкурсной основе. Данный конкурс был проведен в 2016 и 2017 годах. По его результатам пилотный проект разворачивается в 9 регионах: Республиках Саха (Якутия) и Бурятия, в Республике Татарстан, Ханты-Мансийском автономном округе, в Вологодской, Тульской, Астраханской, Тюменской областях и в Пермском крае.