Портал «Российский родитель» http://ruroditel.ru/ как инструмент эффективного семейного просвещения, повышения педагогической культуры родителей и выстраивания конструктивного диалога «семья и школа». В России заботливое и ответственное отношение к семье, детям, прочная духовная связь с ними всегда были незыблемыми нравственными ценностями. Именно в родительском доме передается исторический и жизненный опыт, привычка к созидательному труду, закладываются основы любви к Отечеству. Семья – это малая Церковь, так испокон веков говорили на Руси. Сегодня, когда мы возрождаем духовные традиции нашего общества, поддержка семьи, защита материнства и детства – безусловный общенациональный приоритет.
В том, что в государственной сфере, обществе произошел поворот в сторону эффективного решения проблем семьи и детей, важную роль сыграл президентский статус Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденной Указом главы государства.
За прошедшие пять лет Координационным советом во главе с Председателем Совета Федерации В.И. Матвиенко проделана большая работа в области детствосбережения, заложен прочный фундамент для дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере защиты детства.
В 2018 году мы вступили в Десятилетие детства, объявленное в нашей стране Указом Президента России В.В. Путина. Важно обеспечить преемственность с принятыми стратегическими документами в сфере детства, и с учетом новых вызовов, объединяя усилия государства и общества, выстроить дальнейшую эффективную работу в интересах семьи и детей.
В рамках Национальной стратегии действий был принят комплекс значимых стратегических документов. Это и Стратегия развития воспитания до 2025 года, и Концепция государственной семейной политики, и Концепция развития дополнительного образования, и многие другие. Все эти документы, вслед за законом «Об образовании в Российской Федерации» ставят на приоритетное место в воспитании и обучении детей семью и родителей. Но готова ли российская семья к исполнению столь значимой миссии?
Полностью утвердительного ответа на этот вопрос пока дать невозможно. Важную роль в улучшении ситуации призвано сыграть просвещение родителей, постоянное самосовершенствование родительских компетенций.
Крайне важно, чтобы нормы, уже прописанные на государственном уровне в отношении семьи, воспитания, нравственности вошли в нашу повседневную жизнь, стали реально действующими и помогали родителям, укрепляли отцовство и материнство.
Необходимо ориентировать систему образования на использование огромного эмоционально-нравственного потенциала семьи. Ведь семья является не только первичным и важнейшим институтом социализации человека, но и местом, где наиболее открыто транслируются результаты этой социализации. Все лучшее, что есть в огромном потенциале российской истории и культуры, должно быть доступно семье, использоваться родителями в воспитании детей.
При этом семейное воспитание должно осуществляться в гармоничной связке с работой образовательной организации. Конструктивный диалог родителей и системы образования – важнейшее условие для успеха воспитания наших детей. Но налаживание четкого и эффективного механизма такого взаимодействия сталкивается нередко с определенными трудностями.
К примеру, и общество, и государство говорят о необходимости формирования образовательного запроса, вовлечения родителей в экспертизу качества образования, в управляющие советы школ. Но эти намерения далеко не всегда реализуются на практике.
Что же делать? Ответ — в целенаправленной работе по привлечению родителей в школу. В регионах существует немало успешных практик работы органов общественно-государственного управления образованием. Национальная родительская ассоциация при содействии Минобрнауки реализует специальный проект, в рамках которого проводятся мониторинг участия родителей в управлении образованием, мероприятия по укреплению взаимодействия семьи и школы. Успех диалога заключен в готовности государственных органов, педагогических коллективов и родительского сообщества слушать и слышать, уважать друг друга. И наиболее успешными являются те школы, в которых такой системный диалог выстроен.
Не может не тревожить наметившийся информационный разрыв между поколениями. Дети «поколения гаджетов» все больше впадают в зависимость от Интернета, уходят от реальности. Родители, дети, поколение бабушек и дедушек, говорят как бы на разных языках. Теряются традиционные формы человеческого общения, происходит потеря социальных связей, способности сопереживать, понимать окружающих.
Зашкаливающему влиянию новых технологий необходимо что-то противопоставить. «Лайковое восприятие» и «клиповое мышление» обусловливают необходимость «перевода» на современный язык традиционных нравственных постулатов, патриотических сюжетов и базовых ценностных ориентиров. Нужно использовать новейшую технику и технологии во благо, а не во вред. Очевидно, что в детях необходимо развивать способность самостоятельно размышлять о себе, о жизни, о будущем.
Нравственное воспитание ребенка невозможно рассматривать вне тематики работы с семьей. Необходимо создание эффективного семейного просвещения, повышение педагогической культуры родителей.
Для решения этой задачи с января 2018 года начал работу Центр информационно-просветительской работы с родителями – информационный портал «Российский родитель» http://ruroditel.ru/, созданный по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации при поддержке Национальной родительской ассоциации.
Портал – это навигатор для родителей, систематизирующий самые разные организационные, информационно – просветительские ресурсы и мероприятия в области формирования родительских компетенций, вовлечения родителей в образование.
На портале можно узнать про конкурсы, фестивали и другие события для семей с детьми всероссийского, регионального и муниципального уровня, получить консультации и советы по вопросам педагогики, психологии, истории семьи, информационной безопасности, безопасного и здорового образа жизни, помощи в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, государственно-общественного управления образованием, семейного и образовательного права, экономики семьи, этики и этикета семейных отношений.
Лучшими практиками организации работы с родителями, их обучению и поддержке делятся руководители Центров и авторы программ родительского просвещения.
Высказать свою позицию по самым актуальным вопросам можно в разделе портала «Опросы». На сегодняшний день открыт для обмена мнениями опрос на тему безопасности детей в школах.
Особый интерес у посетителей портала вызывает «Библиотека для родителей» — структурированное электронное издание для размещения в сети интернет и возможностью использования на персональных компьютерах. Библиотека — Энциклопедия российского родителя – это:
- сборник аннотаций популярных книг по ответственному родительству, психологии и педагогике;
- перечень лучших практик для родителей и специалистов, работающих с родителями и детьми;
- статьи, пословицы и поговорки;
- путеводитель по сайтам и организациям, посвященным детско-родительской тематике.
Структура библиотеки: классика, учебники и методические материалы, научные издания, популярная литература, статьи, практики формирования ответственного родительства и воспитания, сайты и организации.
Для обеспечения интерактивного общения и обратной связи пользователей портала с апреля 2018 года организована «горячая линия» консультирования родителей и других участников образовательных отношений в решении наиболее острых и актуальных проблем и вопросов, касающихся взаимодействия семьи и школы, происходящих изменений в воспитании и обучении детей, новых программ, возможностях участия родителей в образовательном процессе, проблемах детско-родительских отношений, сложных конфликтных ситуациях по взаимодействию семьи и образовательной организации, и способах их разрешения.
Телефон «горячей линии»: 8-800-550-61-95
Электронная почта «горячей линии»: help@ruroditel.ru
Время работы: с 10 до 18 часов МСК по рабочим дням.
Важной составляющей Портала является Журнал «Школа современных родителей» — электронное периодическое издание, посвящённое вопросам родительского просвещения, семейного воспитания и вовлечения родителей обучающихся в учебно-воспитательную деятельность образовательных организаций всех типов и видов, уровней образования.
В Журнале размещаются информационные, методические, нормативно-правовые и публицистические материалы, содержащие описание теоретических, методических и практических подходов к родительскому просвещению, семейному воспитанию и вовлечению родителей в образование.
Авторы журнала «Школа современных родителей» делятся лучшими практиками, направленными на укрепление взаимодействия между семьей и школой.
Приглашаем родителей стать активными участниками опросов, консультаций, делиться на портале опытом детско – родительских отношений, эффективными практиками разрешения внутрисемейных и школьных конфликтных ситуаций.
Будем рады сотрудничеству с экспертами в рамках информационного наполнения рубрик журнала: материалы могут быть как впервые публикуемые, так и уже изданные и опубликованные на других информационных ресурсах.
Дополнительная информация, рекомендации по оформлению информационных материалов: контент – директор портала Марианна Евгеньевна Шевченко marianna.sheff@nra-russia.ru